Для начала немного об ответной реакции. Ответная (непроизвольная) реакция включает в себя рефлексы, например:
• Моргание, при попадании струи воздуха в глаз
• Чихание из-за яркого света или раздражения в носу
• Слюноотделение при виде или запахе пищи
Ответная реакция построена по модели из двух частей: стимул – реакция. В целом, ответная реакция организма не может быть подкреплена или наказана. Большинство из них находятся вне нашего контроля (хотя есть исключения). Пример для наглядности: если бы вас поощряли каждый раз, когда у вас гусиная кожа (cutis anserina), появлялась бы она чаще? Нет. Гусиная кожа – это ответная реакция на определенный стимул, обычно это холод или сильные эмоции. Каждая ответная реакция имеет стимул или стимулы, которые ее вызывают.
Классическое обусловливание – название процедуры, в которой мы «прикрепляем» ответную реакцию к новому стимулу.
Словарь дает нам такое определение:
Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый.
Как написано выше, мы можем вызвать ответную реакцию на новый стимул, объединяя его со стимулом, вызвавшим реакцию. Собаки Павлова – классический пример. Они были обусловлены так, что начинали выделять слюну по звуку звонка, что означало, что сейчас будет еда. Звонок (первый стимул) являлся точным предвестником появления еды (второй стимул).
При тренировке собак мы используем классическое обусловливание, чтобы изменить физиологический или эмоциональный ответ на стимул. Например, если собака боится звука большегрузных машин, мы можем систематически кормить собаку курицей гриль после появления звука. Отношение собаки к большегрузам скорее всего изменится. Оно перейдет из страха в «о, курочка на подходе!» Звук большегруза станет вызывать подготовку организма к принятию пищи и радостные ощущения, которые этому сопутствуют. Радостные ощущения и поведения — это то, почему мы всё это делаем. Мы не пытаемся научить собаку хотеть съесть большегруз. Мы прикрепляем положительный условный эмоциональный отклик (CER+) для чего-то, что раньше пугало.
Итак, как же это отличается от 5 примеров в начале статьи? Вот два примера, которые показывают процесс правильного использования классического обусловливания.
Классическое обусловливание: два примера.
• Как только моя собака увидела велосипедиста, я жду одно мгновение, и начинаю ее кормить. Пока велосипедист едет мимо нас, я кормлю ее. Я прекращаю кормить в тот момент, когда велосипедист скрывается из виду.
• Моя стиральная машина издает особый звук, если загрузка белья не сбалансирована. Каждый раз она издает звук, и моя собака его слышит, я тут же даю собаке лакомство.
Обратите внимание, что в этих двух описаниях ни разу не упомянуто поведение собаки. Появляется раздражитель, собака получает еду. Мы так привыкли требовать какого-то поведения, что поначалу такой способ может показаться совершенно странным. Есть еще важные составляющие механики процесса, которые я не упомянула выше, например тайминг. Человек, который описывает свои действия, как в примерах выше, всё равно может совершать ошибки в тренировке, например, опаздывать с подачей подкрепления. Но это базовое описание, которое объясняет, что метод классический, а не оперантный.
Оперантное поведение может измениться в результате классического контробусловливания. Модели поведения, вызванные страхом, будут гаснуть, когда собака радостно ожидает еду. Собака перестанет тяжело дышать, нервно ходить и лаять на грузовики, если мы создали четкую ассоциацию, что звук грузовика предшествует курице. Вместо этого, собака будет выделять слюну, вилять хвостом и искать источник курицы.