Действительно ли вы используете Классическое контробусловливание?

Посмотрите на приведенные ниже ситуации. Что у них общего?

• Моя собака боится незнакомцев. Когда она перестает лаять и восстанавливает зрительный контакт со мной, я даю ей лакомство.
• Я держу ее лапу. Затем я даю ей награду за каждый срезанный коготь, пока она остается на месте и не пытается выдернуть лапу из моих рук.
• Когда к нам приходят гости, я жду, чтобы он продемонстрировал какое-нибудь спокойное поведение: потянулся, глубоко вздохнул или лег. После этого я даю ему лакомство.
• Мы играем в «посмотри на это». Я говорю: «посмотри на собаку», она смотрит. Я маркирую, затем даю ей лакомство.
• Когда мимо проезжает велосипед, я говорю собаке «сидеть» и даю ей лакомство, когда она садится.

Это всё тренировочные методы, призванные помочь собаке справиться с чем-то некомфортным, неприятным или пугающим. Но это не классическое обусловливание. Все 5 описанных выше ситуаций, это оперантные методы. Как мы можем это определить? По тому, что еда выдается как последствие поведения. В каждом рассмотренном выше случае, требуется определенное поведение, прежде чем собака получает кусок еды. Здесь присутствует элемент вероятности. Если тренировка проходит успешно, тренер подкрепляет нужное поведение: посмотреть в глаза, оставаться спокойным, потягиваться, глубоко дышать, ложиться, смотреть на раздражитель или сидеть.

Следующие элементы присутствуют в оперантной модели:
• Антецедент (то, что предшествует; обычно это появление раздражителя)
• Поведение как было описано выше
• И последствия (еда)

Цель: чтобы собака научилась демонстрировать эти поведения вместо того, чтобы напряженно или агрессивно реагировать на раздражитель. И это может быть отличным способом решения проблем, особенно если реакция собаки на раздражитель не сверхсильная.

Классическое обусловливание включает в себя другой тип научения.

Что такое классическое обусловливание на самом деле

Для начала немного об ответной реакции. Ответная (непроизвольная) реакция включает в себя рефлексы, например:
• Моргание, при попадании струи воздуха в глаз
• Чихание из-за яркого света или раздражения в носу
• Слюноотделение при виде или запахе пищи

Ответная реакция построена по модели из двух частей: стимул – реакция. В целом, ответная реакция организма не может быть подкреплена или наказана. Большинство из них находятся вне нашего контроля (хотя есть исключения). Пример для наглядности: если бы вас поощряли каждый раз, когда у вас гусиная кожа (cutis anserina), появлялась бы она чаще? Нет. Гусиная кожа – это ответная реакция на определенный стимул, обычно это холод или сильные эмоции. Каждая ответная реакция имеет стимул или стимулы, которые ее вызывают.
Классическое обусловливание – название процедуры, в которой мы «прикрепляем» ответную реакцию к новому стимулу.
Словарь дает нам такое определение:
Классическое обусловливание — это процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй стимул сопровождает первый.

Как написано выше, мы можем вызвать ответную реакцию на новый стимул, объединяя его со стимулом, вызвавшим реакцию. Собаки Павлова – классический пример. Они были обусловлены так, что начинали выделять слюну по звуку звонка, что означало, что сейчас будет еда. Звонок (первый стимул) являлся точным предвестником появления еды (второй стимул).
При тренировке собак мы используем классическое обусловливание, чтобы изменить физиологический или эмоциональный ответ на стимул. Например, если собака боится звука большегрузных машин, мы можем систематически кормить собаку курицей гриль после появления звука. Отношение собаки к большегрузам скорее всего изменится. Оно перейдет из страха в «о, курочка на подходе!» Звук большегруза станет вызывать подготовку организма к принятию пищи и радостные ощущения, которые этому сопутствуют. Радостные ощущения и поведения — это то, почему мы всё это делаем. Мы не пытаемся научить собаку хотеть съесть большегруз. Мы прикрепляем положительный условный эмоциональный отклик (CER+) для чего-то, что раньше пугало.
Итак, как же это отличается от 5 примеров в начале статьи? Вот два примера, которые показывают процесс правильного использования классического обусловливания.

Классическое обусловливание: два примера.
• Как только моя собака увидела велосипедиста, я жду одно мгновение, и начинаю ее кормить. Пока велосипедист едет мимо нас, я кормлю ее. Я прекращаю кормить в тот момент, когда велосипедист скрывается из виду.
• Моя стиральная машина издает особый звук, если загрузка белья не сбалансирована. Каждый раз она издает звук, и моя собака его слышит, я тут же даю собаке лакомство.

Обратите внимание, что в этих двух описаниях ни разу не упомянуто поведение собаки. Появляется раздражитель, собака получает еду. Мы так привыкли требовать какого-то поведения, что поначалу такой способ может показаться совершенно странным. Есть еще важные составляющие механики процесса, которые я не упомянула выше, например тайминг. Человек, который описывает свои действия, как в примерах выше, всё равно может совершать ошибки в тренировке, например, опаздывать с подачей подкрепления. Но это базовое описание, которое объясняет, что метод классический, а не оперантный.
Оперантное поведение может измениться в результате классического контробусловливания. Модели поведения, вызванные страхом, будут гаснуть, когда собака радостно ожидает еду. Собака перестанет тяжело дышать, нервно ходить и лаять на грузовики, если мы создали четкую ассоциацию, что звук грузовика предшествует курице. Вместо этого, собака будет выделять слюну, вилять хвостом и искать источник курицы.

Классическое обусловливание и классическое контробусловливание

«Классическое обусловливание» — это общий термин. Но для ситуаций, когда мы точно знаем, что собака уже демонстрирует страх при предъявлении какого-то раздражителя, мы используем термин «контробусловливание». Мы не начинаем с нейтральности. Мы пытаемся изменить негативный эмоциональный ответ. В этом случае, мы обычно включаем еще и десенсибилизацию как часть нашего метода. Но это уже выходит за рамки этой статьи.

«Павлов сидит у тебя на плече»

Боб Бейли говорит, что каждый раз, когда вы тренируете собаку, Павлов сидит на одном вашем плече, а Скиннер – на другом. Когда один увеличивает свое значение, другой уменьшается.
Даже когда мы учим собаку с помощью оперантного научения (Скиннер), классическое обусловливание (Павлов) всё равно происходит. Если вы тренируетесь с едой, игрушками и другими веселыми вещами, обычно собака вырабатывает позитивный эмоциональный ответ на вас, активности, которыми вы вместе занимаетесь, и даже на место, в котором вы обычно тренируетесь.

В обратном направлении это тоже работает. Когда мы занимаемся классическим обусловливанием и соединяет еду и стимул, очень быстро мы может начать поощрять и связанное оперантное поведение. Например, когда собака начинает ожидать появление еды после предъявления стимула, она начнет поворачиваться в сторону источника еды, обычно это тренер. Это поведение происходит между стимулом и едой, поэтому оно так же поощряется.
Я включила эту часть о взаимодействии двух моделей научения, потому что некоторые люди используют фразу «Павлов сидит у тебя на плече», чтобы утверждать, что 5 оперантных примеров в самом начале статьи всё-таки являются классическим обусловливанием несмотря ни на что. Они скажут, что любые виды тренировок включают в себя элемент классического обусловливания, т.к. происходит создание ассоциаций. Это отчасти правда. Хотя два процесса обычно происходят одновременно, наша методика направлена только на один. Методы различны. Понимание различий поможет нам стать лучше в вопросах тренировки собак.

Оперантное контробусловливание

Не хотелось бы это говорить, но сейчас я всё еще больше запутаю. Есть термин «оперантное контробусловливание». Он не используется часто. Но именно из-за этого я всю статью уточняла про «классическое» обусловливание и контробусловливание. Ветеринар и специалист по поведению собак доктор София Иен дает следующее определение:
Оперантное контробусловливание – это когда вы тренируете альтернативное, несовместимое поведение. Например, если ваша собака рвется и лает, когда видит других собак, то вы можете научить такую собаку смотреть на вас и начинать двигаться по команде «рядом», когда она видит других собак. (Rapid Reversal of Fear and Aggression in Dogs and Cats, Sophia Yin, DVM, MS)

Несколько из пяти «неклассических обусловливаний» в начале статьи могут быть отнесены к оперантному контробусловливанию.
Почему это так важно?

Я понимаю, что не все так же помешаны на терминологии, как я. Но если мы хотим изучать разные техники, знать их сильные и слабые стороны, практиковать их, обсуждать их, мы должны знать правильные понятия и термины. Я видела сотни людей, которые говорили, что используют классическое обусловливание, когда на самом деле использовали оперантный метод. Было время, когда я сама их путала. Обычно это говорит не просто о случайной оговорке, а о том, что человек не понимает что такое на самом деле классическое контробусловливание.

Видео

Эти короткие видео о забавных примерах обусловленных ответов. Когда мы проводит классическое контробусловливание, мы ждем момент, когда собака начинает ожидать еду после предъявления стимула. В первом видео Зени кидает очень четкий взгляд «где моя еда??», когда я делаю паузу между выдачей ей кусочка и касанием ее спины пластиковой палочкой.
Во втором видео, Хезель показывает двойной набор. Она виляет хвостом и облизывает брыли (признак слюноотделения), когда видит пилку для ногтей.
У кого-нибудь из вас получалось добиться самого настоящего слюноотделения в результате классического обусловливания?
Автор Эйлин Андерсон оригинал статьи на английском