Основы апортировки по Сюзан Гарретт

К сожалению, для многих хендлеров сочетание собака+игрушка+человек= веселая игра в догонялки. Собака хватает игрушку и убегает, а вы пытаетесь ее поймать, приманить, умоляете ее подойти к вам, пищите другой игрушкой, приседаете на корточки, делаете вид, что у вас есть что-то вкусное и т. д. Это проблема, которую нужно решать!

Итак, из чего состоит «отличная апортировка»?
  • Собака сохраняет позицию, когда вы бросаете игрушку.
  • Собака БЫСТРО бежит к игрушке.
  • Собака подбирает игрушку.
  • Собака разворачивается и бежит к вам так же быстро, как она бежала к игрушке.
  • Собака удерживает игрушку до тех пор, пока вы не скажете отпустить ее.
Я учу основам каждого элемента апортировки шаг за шагом, маскируя обучение под увлекательную игру.

Выдержка — это «сидеть», я учу этому в «Играх с клеткой».
Быстрое движение к игрушке — результат игр в перетягивание.
Игры с подзывом дают быстрый разворот и движение к хендлеру.
Другие игры учат не перехватывать и не ронять игрушку и отдавать ее по команде.
Поиграв в эти игры собака понимает: игрушка+собака+хозяин=веселье.

Разберем для примера работу со щенком в возрасте 10 недель, у которого есть проблема: он не сразу несет игрушку хозяину, часто отвлекается и роняет ее.

  1. Я активно играю в перетягивание, повышая уровень возбуждения, чтобы щенок не обращал внимания на людей и лающую собаку вокруг .
  2. Затем я отпускаю игрушку и делаю 3-4 шага назад. Я стою и не говорю ничего, просто жду, когда щенок сделает выбор. Наградой за правильный выбор будет искренняя радость и интенсивная игра, которая сделает апортировку ценной для щенка. Это то, что я называю начальной апортировкой.
  3. Потом я играю со щенком, отпускаю игрушку и отбегаю назад, снова награждаю игрой.
  4. Теперь усложняю задачу — забираю игрушку, откидываю в сторону и сама убегаю от щенка в противоположную сторону. Щенок выбирает гнаться за мной, а не за игрушкой. После этого я не позволяю щенку вернуться за игрушкой, потому что не хочу, чтобы эту награду щенок получил после того, как ошибся. Я удерживаю щенка и начинаю снова, показывая игрушку, играю с ней сама, потом удерживаю щенка и отбрасываю ее в сторону, а сама убегаю. Теперь щенок решает схватить игрушку и бежать за мной. Я награждаю щенка за прекрасный выбор используя голос и активно играя.
  5. Затем я прошу щенка держать игрушку, когда он бежит ко мне — еще один «кирпичик» в основе аппортировки.
  6. И последний тест, снова упр. 4. Обучение апортировке таким способом делает скорость важной частью игры с самого начала. Вы не получите медленный подбор, вы получите быстрый разворот и движение к хендлеру. Это то, каким я вижу хорошую апортировку.
  7. Снова возвращаюсь к начальной апортировке, п.2, но на другой поверхности. Немного изменяю игру. Теперь получается, что щенок+игрушка+человек=радостная игра!
  8. Еще один тест: я сажусь, отбрасываю игрушку и обращаю внимание на то, может ли щенок сидеть. Щенок не может, тогда я прячу игрушку. Он показывает мне пастушье поведение, типичное для бордер-колли, но я не хочу подкреплять это. Я просто сижу и жду, пока щенок сделает правильный выбор. Щенок садится и я хвалю его голосом, но не даю игрушку, а начинаю игру заново. Щенок гоняется за игрушкой, затем я резко поднимаю ее вверх к груди, он немедленно садится и получает награду. Затем повторяю игру. Щенок успешно справляется. Быстрая усадка=быстрая награда! За медленную усадку щенок получает похвалу.
  9. Теперь я меняю критерии прямо посреди занятия. Я жду, пока щенок сядет, затем я хочу увидеть выдержку, я быстро касаюсь игрушкой пола. Но щенок ошибается. Я резко поднимаю игрушку, снова жду посадку, щенок садится и я снова ударяю игрушкой об пол. Если щенок ошибся — снова забираю. Я делаю это несколько раз, пока щенок не начнет оставаться в положении «сидеть». Как только я вижу короткую выдержку, вознаграждаю щенка игрой.
  10. В конце занятия щенок получает просто веселую игру, как в п.4 Заканчиваем игру, когда щенок заинтересован. Все занятие длилось 4 минуты.


Итак, в этом занятии мы поработали над несколькими элементами сразу:
  • Собака сохраняет позицию, когда игрушку бросают.
  • Собака БЫСТРО бежит к игрушке.
  • Собака подбирает игрушку.
  • Собака разворачивается и бежит к вам так же быстро, как она бежала к игрушке.

Таким образом, сразу над четырьмя элементами я поработала в виде веселой игры со щенком.

Подкрепление, которое может быть использовано (игрушки, похвала, еда) всегда должно быть наградой, которая поощряет повторение действия, а не приманкой, которая вызывает действие. Между этими вещами огромная разница! Критерии в обучении должны быть честными, информация об ошибке четкой. Позволяйте щенку ошибаться! Но ошибка щенка не должна отбивать его охоту взаимодействовать. Ошибка заставит его стараться сильнее, чтобы продолжать дальше. Вы получите щенка, который внимателен к вам в течении всего занятия и всегда обучается в игре.
По материалам сайта puppypeaks.com
Перевела Русакова А.