Трехступенчатая стратегия успеха

Хилари Хинтон Зиглер говорил: «То, что вы получите после того, как достигнете какой-либо цели далеко не так важно, как то, кем вы станете, когда достигнете своей цели.»

Когда я думаю о своих прошлых проблемах в обучении собак, то я понимаю, что я достигла своих целей, успешно преодолев проблемы, но намного важнее то, что я приобрела уверенность в том, что я могу бороться с трудностями в обучении любой собаки. И это то, что я хочу пожелать всем.

 

Сегодня я хочу поговорить о том, как трудности можно обратить себе на пользу.

Я советую вам для начала проверить здоровье собаки: боль или какое-нибудь заболевание может быть источником проблем. Если вы это сделали, нужно начинать работать.

 

Вот мой список 10 основных причин проблем в обучении:

  1. Плохая социализация собаки или травмы в юном возрасте.
  2. Генетика, породная специфика, этапы взросления.
  3. Ошибки тренинга (плохой тайминг, критерии, подкрепление).
  4. Отсутствие плана и подходящих инструментов в тренинге.
  5. Нереалистичные ожидания в/вне тренинга.
  6. Неожиданные/новые факторы окружающей среды.
  7. Несоответствие между вашим уровнем навыков тренера и уровнем сложности проблемы.
  8. Цели не определены чётко и детали не принимаются во внимание.
  9. Из-за страха совершить ошибку вы не продвигаетесь вперед — это расстраивает собаку.
  10. Противоречие в правилах поведения дома.

 

 

Если вы обратите внимание на пункты в списке, то почти у всех будет общий знаменатель — «человеческий фактор». Поэтому я сужаю список с 10 до 3 основных причин проблем.

1.      Проблемы социализации. Эта проблема возможна, если у вас собака из приюта или щенок, который не был адекватно социализирован.

2.      Генетика. Конечно, в обучении терьера могут быть одни трудности, у салюки — другие, у бордер-колли — третьи. Такие проблемы вызваны именно породной спецификой.

3.      Ошибки тренинга. Чем вы более опытны в тренировке собак, тем быстрее вы можете преодолеть такие трудности. Боб Бейли разделяет их на тайминг, критерии, подкрепление.

 

Я хочу, чтобы вы знали, что я ничем не отличаюсь от вас, у меня тоже бывают проблемы. Например, с моей самой молодой собакой — Свэггером. Свэггер был единственным щенком в помете. Он рос без братьев и сестер и у него был целый «багаж» проблем, который обычно бывает у щенков-одиночек. Например, кусание. Конечно, все щенки кусаются, но без однопометников никто не может дать щенку понять, что он кусает слишком сильно. Поэтому такие щенки могут не контролировать себя как следует. Меня кусали 20-30 раз за день, но мы преодолели эту проблему. В возрасте старше 9 недель он редко кусался. Другой проблемой был лай. Лично я не люблю, когда собака много лает без причины. Поэтому я очень рано сконцентрировалась на решении этой проблемы. Еще одна проблема состояла в том, что он всегда делал то, что хотел сам. Если он решал, что ему что-то не очень нравится (порог фрустрации был очень низким) он просто уходил. Это только некоторые его проблемы. Всего у этого щенка я их насчитала 18 :

  1. Кусание.
  2. Лай во время работы.
  3. Отвращение к недоуздку.
  4. Прекращение/уход во время занятия.
  5. Предпочтение какой-то «особой» игрушки.
  6. Интерес ко всем людям, кроме меня.
  7. Отказ играть, если поблизости есть еда.
  8. Побеги с игрушками.
  9. Не поход на подзыв.
  10. Одержимость барьерами и туннелем,
  11. Поедание растений.
  12. Кража носков.
  13. Лазание по кухонным столам.
  14. Отвлечения на других щенков, собак и движущиеся объекты.
  15. Лай в клетке.
  16. Натягивание поводка.
  17. Боязнь звуков, птиц, самолетов и  всего, что над головой.
  18. Пастушье поведение, направленное на меня, когда я двигаюсь.

 

Без сомнения, у меня были трудности, точно так же, как и у вас.

Когда Свэггер немного подрос и я стала заниматься основными навыками для аджилити, я получила еще больше проблем и новых вызовов. Например, я учила его оббегать стойку барьера. Несколько повторений, один-два подхода — и щенок постоянно сбегает от меня, бежит к барьеру и сидит возле него в надежде, что я подойду и поработаю с ним.

Честно говоря, мой щенок был точно таким же щенком, как и другие, возможно, чуть менее послушным. Поэтому можно согласиться с тем, что все мы начинаем с одного и того же.

 

Разницу между тренерами определяют решения, которые они принимают, чтобы преодолеть сложности. Эти решения определяют будущее собак. Собираетесь ли вы просто игнорировать проблемы и позволять надежде определять судьбу собаки? Решения, которые вы принимаете сегодня, могут вымостить дорогу для других, более легких, решений, или открыть двери для больших проблем.

Хочу привести пример — прикусывание. То, что я называю щенячьим прикусыванием, отличается от агрессивного кусания. Что делать, когда собака прикусывает тренера, когда идет по команде «рядом»? Традиционный подход к решению такой проблемы будет включать наказание. Такой подод обосновывается тем, что щенок ведет себя неправильно, он плохой, непослушный, он виноват. У его неправильного поведения должны быть последствия, он должен быть наказан за плохой поступок. За этим следует наказание. Это может быть вербальная коррекция: «Нет!»,«Эй!», «Аа!». Кто-то брызнет освежителем для рта в морду собаке, хлопнет под челюсть, дернет за ошейник или еще что-то похуже.

 

Традиционный подход к дрессировке приучил хозяев собак смотреть на обучение собаки с точки зрения «НЕ». НЕ прыгай на гостей, НЕ кусай, НЕ лай, НЕ копай в саду, НЕ убегай.

«НЕ» — это то, что собакам трудно понять, потому что «НЕ» — это концепция, которая абстрактна. В конечном счете, собака учится уклоняться от «нападений» и успокаивать хозяина, что помогает ей справляться с неприятными комментариями. Платой за попытку обучить собаку с точки зрения «НЕ» будет ухудшение отношения или драйва к работе и, возможно, жизни с вами. Ваши отношения с собакой могут сильно пострадать. Еще одной сложностью в таком подоходе является то, что невозможно знать заранее, как собака отреагирует на постоянный стресс от «ответственности» за создание неприятных для себя последствий. Многие собаки будут вести себя агрессивно и вам придется усилить давление на них, некоторые будут убегать, замыкаться в себе, оставлять работу, избегать контакта глазами с вами и т. д. Реакции могут быть самыми разными.

 

Я предлагаю другой подход, с точки зрения «Делай». Используя этот подход, мы не виним собаку ни в чем, мы помогаем собаке относиться с радостью к тому, что мы хотим от нее.  Мы создаем собаку, которая сама ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ игнорировать те вещи, которые раньше были сильными отвлекающими факторами. Никакой силы, криков, обвинений, только радость и новизна мышления.

 

Я предлагаю схему из 3 ступеней, 3 вариантов, которые каждый тренер может выбирать для решения проблемы.

 

  1. 1.      Переключение (или игнорирование, идеально — без использования подкрепления)
  2. 2.      Управление
  3. 3.      Исправление (обучение)

 

При решении проблемы сначала нужно подумать о том, можно ли переключить активность собаки на что-то другое или просто игнорировать поведение. Выбор должен быть с учетом того, чтобы нежелательное поведение больше не подкреплялось. К примеру, если собака грызет мебель, то игнорирование не поможет, потому что собака имеет возможность подкреплять свое поведение. Но переключение на игрушку или косточку — отличный выбор.

Другой вариант — управление (менеджмент). Это то, что многие владельцы делают, когда сталкиваются с проблемами. К примеру, собака не любит детей и поэтому ее хозяин никогда не позволяет ей находиться возле детей. Собака залазит в мусорное ведро — хозяин ставит ведро в шкафчик. Это управление. Третий этап — исправление, или обучение. Чиним то, что сломано и справляемся с проблемой.

 

Для одной проблемы можно использовать все три ступени сразу, иногда это необходимо.

Вернемся к примеру с прикусыванием.

 

Традиционный подход

Альтернатива

Цель

Прекратить «плохое» поведение. Придать большое значение другому поведению

Обоснование

*Щенок обвиняется, он «виноват»*Щенки должны знать, как себя вести*Коррекция щадящая, но необходимая *Все решения должны быть направлены на создание желания работать с вами*Должен произойти конфликт ценностей, который повлияет на выбор щенка.

Метод

После каждого прикусывания распылить освежитель для рта в пасть щенку. П: Замереть, не реагировать эмоционально и физическиУ: Снизить инстинкт добычи — замедлить движениеИ:Огромная награда за нахождение в зоне подкрепления.

Эффект на обучение

в будущем

*Боязнь рук*Недоверие к тренеру*Отсутствие энтузиазма в тренировке

*Кусает и убегает

 

*Концентрация на хэндлере*Поведение «по умолчанию»*Утрата интереса к кусанию из-за того, что ценность несовместимого поведения очень высока

 

Мое решение этой проблемы будет таким. Я не собираюсь заставлять щенка прекращать нежелательное поведение. Я собираюсь научить его делать что-то другое, создать ценность для другого поведения, которое не будет кусанием. Мы должны создать конфликт мотивации между кусанием и другим действием.

Первое, что мы сделаем — переключение. Представьте, что я бегу, а щенок догоняет и кусает меня. Мне не трудно представить, у меня бордер-колли, и такое случается. Первое, что я сделаю — остановлюсь. Я замираю и не показываю никакой реакции на кусание. Я прекращаю двигаться и тем самым перестаю быть подкреплением для щенка. Управление будет состоять в том, что я не буду создавать условия для того, чтобы щенок кусал меня. Я буду искать тот темп движения, на который щенок не реагирует кусанием. Я буду искать «комфортную зону», а затем повышать темп. Параллельно я буду обучать щенка находиться в основном положении, или «зоне подкрепления». Это будет «исправлением». Все замечательные лакомства и игрушки щенок будет получать, находясь в этой позиции. Это станет таким ценным поведением, что щенок будет стремиться в зону подкрепления при любой возможности.

Побочным эффектом от такого решения проблемы будет хорошая концентрация на хэндлере. Щенок получает столько прекрасных вещей, когда находится у ноги! Находиться в зоне подкрепления для него весело и интересно, в этом месте никогда не происходит ничего плохого. Никогда не будет лишним иметь «поведение по умолчанию»: если собака не знает, что делать, она приходит к точке подкрепления. Очень быстро мы создадим собаку, которой уже не интересно кусаться, потому что кусание приводит к тому, что хэндлер ничего не делает и ничего не происходит,  а быть в зоне подкрепления очень интересно для собаки. Происходит борьба того, что для собаки очень ценно (быть в положении «рядом») и того, что не очень ценно (кусание).

 

Давайте рассмотрим другие проблемы в дрессировке и мои решения.

 

Проблема

Переключение или игнорирование

Управление

Исправление (преодоление)

Жевание обуви

Переключить щенка на косточку

Убрать обувь из досягаемости щенка

Обычно не требуется

Не подход на подзыв Нельзя использовать! Ограничение доступа Создать ценность к хозяину
Отказ играть, если поблизости еда Поставить еду на стул и отойти Перенести ценность
Нападение на пылесос Я не пылесошу, вызываю уборщицу. Собак нет дома во время уборки Создать несовместимое действие «иди на место»

 

Советую вам:

  • Делать небольшие шаги вперед и преодолевать большие трудности.
  • Выстроить ценность чего-либо
  • Перенаправить нежелательное поведение во что-то новое, достижимое и очень ценное для вас.

 

 

Что делать в случаях агрессии? Если случай очень тяжелый, лучше консультироваться у специалиста по поведению. Но мы можем рассмотреть решение проблемы агрессии с помощью переключения, управления и исправления.

 

Управление. Оно крайне важно в случаях агрессии и именно с него нужно начинать.

 

  1. Не допускайте повторений. Не водите собаку в собачьи парки или любые места, где ваша собака может реагировать на собак агрессией.
  2. Управляйте средой собаки/используйте недоуздок.

 

Переключение. Можно использовать несовместимое поведение.

Исправление. Программа контробусловливания будет частью преодоления этой проблемы. Мы не обучаем собаку поведению, а придаем ценность ситуации. Собака будет знать, что если рядом есть другие собаки, то происходят приятные события. Мы создаем приятные ощущения вместо беспокойства.

 

Когда я взяла нового щенка, у меня был 15-летний Базз, который никогда не любил щенков. Мне нужно было быть уверенной в том, что никто не пострадает. Мне не нужно было, чтобы старшая собака полюбила щенка, мне нужно было, чтобы она смирилась с присутствием щенка. Поэтому я начала работать. Первым, чему я научила щенка, было «оставайся на своем месте». Затем я научила Базза оставаться на его лежанке. Все, что мне было нужно — придать большую ценность этому поведению обеим собакам. Мне не нужно было приучать Базза подходить к щенку, их лежанки стояли на расстоянии друг от друга, и постепенно я стала ставить их лежанки ближе. Затем я привела третью собаку, которая не вызывала никакой реакции у Базза. Она была нужна для того, чтобы Базз понимал, что все в порядке, жизнь хороша и не нужно беспокоиться.

 

Итак, переключение, управление и преодоление — это три ступени к успеху в рамках программы, основанной на положительном подкреплении. Чтобы успешно продвигаться в обучении, вам нужно, во-первых, понять причину проблемы, во-вторых, принять решение о том, каким способом вы будете решать ее — преключением, игнорированием, управлением, исправлением или несколькими сразу. Надо действовать. Нельзя просто ждать, начните уже сегодня!

Сюзан Гарретт (видеолекция)

Перевела Русакова А.