Когда я думаю о своих прошлых проблемах в обучении собак, то я понимаю, что я достигла своих целей, успешно преодолев проблемы, но намного важнее то, что я приобрела
уверенность в том, что я могу бороться с трудностями в обучении любой собаки. И это то, что я хочу пожелать всем.
Сегодня я хочу поговорить о том, как трудности можно обратить себе на пользу.
Я советую вам для начала проверить здоровье собаки: боль или какое-нибудь заболевание может быть источником проблем. Если вы это сделали, нужно начинать работать.
Вот мой список 10 основных причин проблем в обучении:
- Плохая социализация собаки или травмы в юном возрасте.
- Генетика, породная специфика, этапы взросления.
- Ошибки тренинга (плохой тайминг, критерии, подкрепление).
- Отсутствие плана и подходящих инструментов в тренинге.
- Нереалистичные ожидания в/вне тренинга.
- Неожиданные/новые факторы окружающей среды.
- Несоответствие между вашим уровнем навыков тренера и уровнем сложности проблемы.
- Цели не определены чётко и детали не принимаются во внимание.
- Из-за страха совершить ошибку вы не продвигаетесь вперед — это расстраивает собаку.
- Противоречие в правилах поведения дома.
Если вы обратите внимание на пункты в списке, то почти у всех будет общий знаменатель — «человеческий фактор». Поэтому я сужаю список с 10 до 3 основных причин проблем.
1. Проблемы социализации. Эта проблема возможна, если у вас собака из приюта или щенок, который не был адекватно социализирован.
2. Генетика. Конечно, в обучении терьера могут быть одни трудности, у салюки — другие, у бордер-колли — третьи. Такие проблемы вызваны именно породной спецификой.
3. Ошибки тренинга. Чем вы более опытны в тренировке собак, тем быстрее вы можете преодолеть такие трудности. Боб Бейли разделяет их на тайминг, критерии, подкрепление.
Я хочу, чтобы вы знали, что я ничем не отличаюсь от вас, у меня тоже бывают проблемы. Например, с моей самой молодой собакой — Свэггером. Свэггер был единственным щенком в помете. Он рос без братьев и сестер и у него был целый «багаж» проблем, который обычно бывает у щенков-одиночек. Например, кусание. Конечно, все щенки кусаются, но без однопометников никто не может дать щенку понять, что он кусает слишком сильно. Поэтому такие щенки могут не контролировать себя как следует. Меня кусали 20-30 раз за день, но мы преодолели эту проблему. В возрасте старше 9 недель он редко кусался. Другой проблемой был лай. Лично я не люблю, когда собака много лает без причины. Поэтому я очень рано сконцентрировалась на решении этой проблемы. Еще одна проблема состояла в том, что он всегда делал то, что хотел сам. Если он решал, что ему что-то не очень нравится (порог фрустрации был очень низким) он просто уходил. Это только некоторые его проблемы. Всего у этого щенка я их насчитала 18 :
- Кусание.
- Лай во время работы.
- Отвращение к недоуздку.
- Прекращение/уход во время занятия.
- Предпочтение какой-то «особой» игрушки.
- Интерес ко всем людям, кроме меня.
- Отказ играть, если поблизости есть еда.
- Побеги с игрушками.
- Не подход на подзыв.
- Одержимость барьерами и туннелем.
- Поедание растений.
- Кража носков.
- Лазание по кухонным столам.
- Отвлечения на других щенков, собак и движущиеся объекты.
- Лай в клетке.
- Натягивание поводка.
- Боязнь звуков, птиц, самолетов и всего, что над головой.
- Пастушье поведение, направленное на меня, когда я двигаюсь.
Без сомнения, у меня были трудности, точно так же, как и у вас.
Когда Свэггер немного подрос и я стала заниматься основными навыками для аджилити, я получила еще больше проблем и новых вызовов. Например, я учила его оббегать стойку барьера. Несколько повторений, один-два подхода — и щенок постоянно сбегает от меня, бежит к барьеру и сидит возле него в надежде, что я подойду и поработаю с ним.
Честно говоря, мой щенок был точно таким же щенком, как и другие, возможно, чуть менее послушным. Поэтому можно согласиться с тем, что все мы начинаем с одного и того же.
Разницу между тренерами определяют
решения, которые они принимают, чтобы преодолеть сложности. Эти решения определяют будущее собак. Собираетесь ли вы просто игнорировать проблемы и позволять
надежде определять судьбу собаки? Решения, которые вы принимаете сегодня, могут вымостить дорогу для других, более легких, решений, или открыть двери для больших проблем.
Хочу привести пример — прикусывание. То, что я называю щенячьим прикусыванием, отличается от агрессивного кусания. Что делать, когда собака прикусывает тренера, когда идет по команде «рядом»? Традиционный подход к решению такой проблемы будет включать наказание. Такой подход обосновывается тем, что щенок ведет себя неправильно, он плохой, непослушный, он виноват. У его неправильного поведения должны быть последствия, он должен быть наказан за плохой поступок. За этим следует
наказание. Это может быть вербальная коррекция: «Нет!»,«Эй!», «Аа!». Кто-то брызнет освежителем для рта в морду собаке, хлопнет под челюсть, дернет за ошейник или еще что-то похуже.
Традиционный подход к дрессировке приучил хозяев собак смотреть на обучение собаки с точки зрения «НЕ». НЕ прыгай на гостей, НЕ кусай, НЕ лай, НЕ копай в саду, НЕ убегай.
«НЕ» — это то, что собакам трудно понять, потому что «НЕ» — это концепция, которая абстрактна. В конечном счете, собака учится уклоняться от «нападений» и успокаивать хозяина, что помогает ей справляться с неприятными комментариями. Платой за попытку обучить собаку с точки зрения «НЕ» будет ухудшение отношения или драйва к работе и, возможно, жизни с вами. Ваши отношения с собакой могут сильно пострадать. Еще одной сложностью в таком подходе является то, что невозможно знать заранее, как собака отреагирует на постоянный стресс от «ответственности» за создание неприятных для себя последствий. Многие собаки будут вести себя агрессивно и вам придется усилить давление на них, некоторые будут убегать, замыкаться в себе, оставлять работу, избегать контакта глазами с вами и т. д. Реакции могут быть самыми разными.
Я предлагаю другой подход, с точки зрения «Делай». Используя этот подход, мы не виним собаку ни в чем, мы помогаем собаке относиться с радостью к тому, что мы хотим от нее. Мы создаем собаку, которая сама ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ игнорировать те вещи, которые раньше были сильными отвлекающими факторами. Никакой силы, криков, обвинений, только радость и новизна мышления.
Я предлагаю схему из 3 ступеней, 3 вариантов, которые каждый тренер может выбирать для решения проблемы.
- Переключение (или игнорирование, идеально — без использования подкрепления)
- Управление
- Исправление (обучение)
При решении проблемы сначала нужно подумать о том, можно ли переключить активность собаки на что-то другое или просто игнорировать поведение. Выбор должен быть с учетом того, чтобы нежелательное поведение больше не подкреплялось. К примеру, если собака грызет мебель, то игнорирование не поможет, потому что собака имеет возможность подкреплять свое поведение. Но переключение на игрушку или косточку — отличный выбор.
Другой вариант — управление (менеджмент). Это то, что многие владельцы делают, когда сталкиваются с проблемами. К примеру, собака не любит детей и поэтому ее хозяин никогда не позволяет ей находиться возле детей. Собака залазит в мусорное ведро — хозяин ставит ведро в шкафчик. Это управление. Третий этап — исправление, или обучение. Чиним то, что сломано и справляемся с проблемой. Для одной проблемы можно использовать все три ступени сразу, иногда это необходимо.
Вернемся к примеру с прикусыванием.