Трехступенчатая стратегия успеха

Хилари Хинтон Зиглер говорил: «То, что вы получите после того, как достигнете какой-либо цели далеко не так важно, как то, кем вы станете, когда достигнете своей цели.»
Когда я думаю о своих прошлых проблемах в обучении собак, то я понимаю, что я достигла своих целей, успешно преодолев проблемы, но намного важнее то, что я приобрела уверенность в том, что я могу бороться с трудностями в обучении любой собаки. И это то, что я хочу пожелать всем.

Сегодня я хочу поговорить о том, как трудности можно обратить себе на пользу.

Я советую вам для начала проверить здоровье собаки: боль или какое-нибудь заболевание может быть источником проблем. Если вы это сделали, нужно начинать работать.

Вот мой список 10 основных причин проблем в обучении:

  1. Плохая социализация собаки или травмы в юном возрасте.
  2. Генетика, породная специфика, этапы взросления.
  3. Ошибки тренинга (плохой тайминг, критерии, подкрепление).
  4. Отсутствие плана и подходящих инструментов в тренинге.
  5. Нереалистичные ожидания в/вне тренинга.
  6. Неожиданные/новые факторы окружающей среды.
  7. Несоответствие между вашим уровнем навыков тренера и уровнем сложности проблемы.
  8. Цели не определены чётко и детали не принимаются во внимание.
  9. Из-за страха совершить ошибку вы не продвигаетесь вперед — это расстраивает собаку.
  10. Противоречие в правилах поведения дома.

Если вы обратите внимание на пункты в списке, то почти у всех будет общий знаменатель — «человеческий фактор». Поэтому я сужаю список с 10 до 3 основных причин проблем.

1. Проблемы социализации. Эта проблема возможна, если у вас собака из приюта или щенок, который не был адекватно социализирован.

2. Генетика. Конечно, в обучении терьера могут быть одни трудности, у салюки — другие, у бордер-колли — третьи. Такие проблемы вызваны именно породной спецификой.

3. Ошибки тренинга. Чем вы более опытны в тренировке собак, тем быстрее вы можете преодолеть такие трудности. Боб Бейли разделяет их на тайминг, критерии, подкрепление.


Я хочу, чтобы вы знали, что я ничем не отличаюсь от вас, у меня тоже бывают проблемы. Например, с моей самой молодой собакой — Свэггером. Свэггер был единственным щенком в помете. Он рос без братьев и сестер и у него был целый «багаж» проблем, который обычно бывает у щенков-одиночек. Например, кусание. Конечно, все щенки кусаются, но без однопометников никто не может дать щенку понять, что он кусает слишком сильно. Поэтому такие щенки могут не контролировать себя как следует. Меня кусали 20-30 раз за день, но мы преодолели эту проблему. В возрасте старше 9 недель он редко кусался. Другой проблемой был лай. Лично я не люблю, когда собака много лает без причины. Поэтому я очень рано сконцентрировалась на решении этой проблемы. Еще одна проблема состояла в том, что он всегда делал то, что хотел сам. Если он решал, что ему что-то не очень нравится (порог фрустрации был очень низким) он просто уходил. Это только некоторые его проблемы. Всего у этого щенка я их насчитала 18 :

  1. Кусание.
  2. Лай во время работы.
  3. Отвращение к недоуздку.
  4. Прекращение/уход во время занятия.
  5. Предпочтение какой-то «особой» игрушки.
  6. Интерес ко всем людям, кроме меня.
  7. Отказ играть, если поблизости есть еда.
  8. Побеги с игрушками.
  9. Не подход на подзыв.
  10. Одержимость барьерами и туннелем.
  11. Поедание растений.
  12. Кража носков.
  13. Лазание по кухонным столам.
  14. Отвлечения на других щенков, собак и движущиеся объекты.
  15. Лай в клетке.
  16. Натягивание поводка.
  17. Боязнь звуков, птиц, самолетов и всего, что над головой.
  18. Пастушье поведение, направленное на меня, когда я двигаюсь.

Без сомнения, у меня были трудности, точно так же, как и у вас.

Когда Свэггер немного подрос и я стала заниматься основными навыками для аджилити, я получила еще больше проблем и новых вызовов. Например, я учила его оббегать стойку барьера. Несколько повторений, один-два подхода — и щенок постоянно сбегает от меня, бежит к барьеру и сидит возле него в надежде, что я подойду и поработаю с ним.

Честно говоря, мой щенок был точно таким же щенком, как и другие, возможно, чуть менее послушным. Поэтому можно согласиться с тем, что все мы начинаем с одного и того же.


Разницу между тренерами определяют решения, которые они принимают, чтобы преодолеть сложности. Эти решения определяют будущее собак. Собираетесь ли вы просто игнорировать проблемы и позволять надежде определять судьбу собаки? Решения, которые вы принимаете сегодня, могут вымостить дорогу для других, более легких, решений, или открыть двери для больших проблем.

Хочу привести пример — прикусывание. То, что я называю щенячьим прикусыванием, отличается от агрессивного кусания. Что делать, когда собака прикусывает тренера, когда идет по команде «рядом»? Традиционный подход к решению такой проблемы будет включать наказание. Такой подход обосновывается тем, что щенок ведет себя неправильно, он плохой, непослушный, он виноват. У его неправильного поведения должны быть последствия, он должен быть наказан за плохой поступок. За этим следует наказание. Это может быть вербальная коррекция: «Нет!»,«Эй!», «Аа!». Кто-то брызнет освежителем для рта в морду собаке, хлопнет под челюсть, дернет за ошейник или еще что-то похуже.

Традиционный подход к дрессировке приучил хозяев собак смотреть на обучение собаки с точки зрения «НЕ». НЕ прыгай на гостей, НЕ кусай, НЕ лай, НЕ копай в саду, НЕ убегай.

«НЕ» — это то, что собакам трудно понять, потому что «НЕ» — это концепция, которая абстрактна. В конечном счете, собака учится уклоняться от «нападений» и успокаивать хозяина, что помогает ей справляться с неприятными комментариями. Платой за попытку обучить собаку с точки зрения «НЕ» будет ухудшение отношения или драйва к работе и, возможно, жизни с вами. Ваши отношения с собакой могут сильно пострадать. Еще одной сложностью в таком подходе является то, что невозможно знать заранее, как собака отреагирует на постоянный стресс от «ответственности» за создание неприятных для себя последствий. Многие собаки будут вести себя агрессивно и вам придется усилить давление на них, некоторые будут убегать, замыкаться в себе, оставлять работу, избегать контакта глазами с вами и т. д. Реакции могут быть самыми разными.

Я предлагаю другой подход, с точки зрения «Делай». Используя этот подход, мы не виним собаку ни в чем, мы помогаем собаке относиться с радостью к тому, что мы хотим от нее. Мы создаем собаку, которая сама ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ игнорировать те вещи, которые раньше были сильными отвлекающими факторами. Никакой силы, криков, обвинений, только радость и новизна мышления.

Я предлагаю схему из 3 ступеней, 3 вариантов, которые каждый тренер может выбирать для решения проблемы.

  1. Переключение (или игнорирование, идеально — без использования подкрепления)
  2. Управление
  3. Исправление (обучение)

При решении проблемы сначала нужно подумать о том, можно ли переключить активность собаки на что-то другое или просто игнорировать поведение. Выбор должен быть с учетом того, чтобы нежелательное поведение больше не подкреплялось. К примеру, если собака грызет мебель, то игнорирование не поможет, потому что собака имеет возможность подкреплять свое поведение. Но переключение на игрушку или косточку — отличный выбор.

Другой вариант — управление (менеджмент). Это то, что многие владельцы делают, когда сталкиваются с проблемами. К примеру, собака не любит детей и поэтому ее хозяин никогда не позволяет ей находиться возле детей. Собака залазит в мусорное ведро — хозяин ставит ведро в шкафчик. Это управление. Третий этап — исправление, или обучение. Чиним то, что сломано и справляемся с проблемой. Для одной проблемы можно использовать все три ступени сразу, иногда это необходимо.

Вернемся к примеру с прикусыванием.
Мое решение этой проблемы будет таким. Я не собираюсь заставлять щенка прекращать нежелательное поведение. Я собираюсь научить его делать что-то другое, создать ценность для другого поведения, которое не будет кусанием. Мы должны создать конфликт мотивации между кусанием и другим действием.

Первое, что мы сделаем — переключение. Представьте, что я бегу, а щенок догоняет и кусает меня. Мне не трудно представить, у меня бордер-колли, и такое случается. Первое, что я сделаю — остановлюсь. Я замираю и не показываю никакой реакции на кусание. Я прекращаю двигаться и тем самым перестаю быть подкреплением для щенка. Управление будет состоять в том, что я не буду создавать условия для того, чтобы щенок кусал меня. Я буду искать тот темп движения, на который щенок не реагирует кусанием. Я буду искать «комфортную зону», а затем повышать темп. Параллельно я буду обучать щенка находиться в основном положении, или «зоне подкрепления». Это будет «исправлением». Все замечательные лакомства и игрушки щенок будет получать, находясь в этой позиции. Это станет таким ценным поведением, что щенок будет стремиться в зону подкрепления при любой возможности.

Побочным эффектом от такого решения проблемы будет хорошая концентрация на хендлере. Щенок получает столько прекрасных вещей, когда находится у ноги! Находиться в зоне подкрепления для него весело и интересно, в этом месте никогда не происходит ничего плохого. Никогда не будет лишним иметь «поведение по умолчанию»: если собака не знает, что делать, она приходит к точке подкрепления. Очень быстро мы создадим собаку, которой уже не интересно кусаться, потому что кусание приводит к тому, что хендлер ничего не делает и ничего не происходит, а быть в зоне подкрепления очень интересно для собаки. Происходит борьба того, что для собаки очень ценно (быть в положении «рядом») и того, что не очень ценно (кусание).

Давайте рассмотрим другие проблемы в дрессировке и мои решения.
Советую вам:
  • Делать небольшие шаги вперед и преодолевать большие трудности.
  • Выстроить ценность чего-либо
  • Перенаправить нежелательное поведение во что-то новое, достижимое и очень ценное для вас.

Что делать в случаях агрессии? Если случай очень тяжелый, лучше консультироваться у специалиста по поведению. Но мы можем рассмотреть решение проблемы агрессии с помощью переключения, управления и исправления.

Управление. Оно крайне важно в случаях агрессии и именно с него нужно начинать.
  1. Не допускайте повторений. Не водите собаку в собачьи парки или любые места, где ваша собака может реагировать на собак агрессией.
  2. Управляйте средой собаки/используйте недоуздок.

Переключение
. Можно использовать несовместимое поведение.

Исправление. Программа контробусловливания будет частью преодоления этой проблемы. Мы не обучаем собаку поведению, а придаем ценность ситуации. Собака будет знать, что если рядом есть другие собаки, то происходят приятные события. Мы создаем приятные ощущения вместо беспокойства.


Когда я взяла нового щенка, у меня был 15-летний Базз, который никогда не любил щенков. Мне нужно было быть уверенной в том, что никто не пострадает. Мне не нужно было, чтобы старшая собака полюбила щенка, мне нужно было, чтобы она смирилась с присутствием щенка. Поэтому я начала работать. Первым, чему я научила щенка, было «оставайся на своем месте». Затем я научила Базза оставаться на его лежанке. Все, что мне было нужно — придать большую ценность этому поведению обеим собакам. Мне не нужно было приучать Базза подходить к щенку, их лежанки стояли на расстоянии друг от друга, и постепенно я стала ставить их лежанки ближе. Затем я привела третью собаку, которая не вызывала никакой реакции у Базза. Она была нужна для того, чтобы Базз понимал, что все в порядке, жизнь хороша и не нужно беспокоиться.

Итак, переключение, управление и преодоление — это три ступени к успеху в рамках программы, основанной на положительном подкреплении. Чтобы успешно продвигаться в обучении, вам нужно, во-первых, понять причину проблемы, во-вторых, принять решение о том, каким способом вы будете решать ее — переключением, игнорированием, управлением, исправлением или несколькими сразу. Надо действовать. Нельзя просто ждать, начните уже сегодня!
Сюзан Гарретт (видеолекция)
Перевела Русакова А.