Поведенческие цепочки в дрессировке

Часть 2: работаем с ошибками в движении рядом.

Теперь я хочу поговорить о движении рядом, потому что именно это упражнение доставляет больше всего проблем. Почему то, что очень просто в теории (иди у моей левой ноги, смотря мне в глаза), оказывается таким сложным на практике?
Движение рядом – это поведенческая цепочка, состоящая из одного поведения, которое повторяется снова и снова и снова… Каждый шаг в движении рядом либо выполнен правильно (согласно критериям, установленным ведущим) или нет. Основной критерий никогда не меняется – держи своё тело у левой ноги всегда в одной и той же манере в независимости от того, что я делаю, и сконцентрируйся на мне.
Если вернуться к информации, изложенной в предыдущей статье, то мы поймем, что если собаке разрешено сделать следующий шаг, значит предыдущий шаг был выполнен корректно с точки зрения ведущего.
Например, первые три шага собака делает великолепно. На четвертом шаге собака быстро оглядывается по сторонам, но возвращается в позицию на пятом шаге. С шестого по девятый шаг собака немного отстает, затем с десятого по тринадцатый шаг собака идет рядом идеально. Ведущий очень доволен завершением цепочки и дает собаке награду.
Помните, что если собаке разрешено сделать следующий шаг, то предыдущий шаг подкрепляется этим шагом, потому что каждый следующий шаг ведет к финальной награде. Цепь включает в себя ВСЕ поведения от начала до награды. Разрешение продолжить упражнение сообщает собаке, что все было сделано правильно, и награда придет. И она приходит!
А что если что-то было неправильно? Что если собака быстро оглянулась по сторонам или на паре шагов чуть-чуть отставала, но продолжила движения хорошо, чтобы в конце концов получить награду. Что произошло в этой ситуации?
Если это отклонение было позитивным для собаки, значит вы разрешили этому отклонению стать возможной частью цепочки под названием движение рядом. Когда вы в следующий раз начнете движение рядом, возможно вы увидите эти отклонения снова.
Итак, что вы должны делать?
Как мы обсуждали в прошлой статье: прервите действие и начните его с начала.
Если вам не нравится какое-то поведение и если вы считаете, что оно может быть самоподкрепляющим для собаки, вы должны устранить его из цепочки.
Конечно, прерывание и начало упражнения заново работает только тогда, когда собака знает как выиграть. Например, если ваша собака криво сидит, и вы начинаете упражнение заново, это сработает только если собака знает как правильно сидеть в позиции рядом. Добавление требований, которые не были отработаны до четкого и быстрого исполнения вне цепочки, не принесет никакого положительного эффекта. Наоборот, это очень тяжело для собаки и может привести к тому, что собака просто «закроется».

Вот не обработанное видео того, как Лура отрабатывает упражнение на движение рядом в новом месте. Для нее это достаточно тяжело.

Цепочка с 6 по 21 секунду выполнена правильно, как я ее и учила – она получает награду.
Цепочка с 31 по 46 секунду тоже хорошая, и, несмотря на то, что она не выполнила команду «кружись», она все равно награждена. По логике, я должна либо выделить команду «кружись» из цепочки либо оказывать ей больше помощи, когда прошу выполнить эту команду, поскольку у нее возникли проблемы с исполнением без помощи внутри цепочки.
1:05 – она посмотрела в сторону, поэтому я корректно завершила цепочку
1:11 – она посмотрела на препятствие и я снова завершила цепочку.
1:17 – снова ошибка (здесь мне уже пора начать волноваться, что она не может сделать лучше)
1:24 – здесь успех. Эта награда за период с 1:21 до 1:24
Теперь я попытаюсь начать цепь с начала.
1:49 – 1:54 – совершает ошибку в конце – ту же, что и несколько раз до этого.
Нет смысла продолжать этот путь ошибок. Если собака систематически застревает на одном и том же месте в цепочке, то вы должны прекратить делать то, что делаете и отработать этот момент в отдельности. Как вы будете это делать зависит от собаки и от того, почему на ваш взгляд у собаки возникает эта проблема.
В данной ситуации, я иду прямо к месту где у нее возникает ошибка и прошу сделать только необходимый мне последний шаг. Я иду медленнее чем обычно, чтобы оказать собаке больше помощи. Мы делаем этот элемент в течение следующей минуты – с таким уровнем поддержки у нее получается выполнить все успешно несколько раз подряд.
После минуты работы только над этим элементом, я снова возвращаю его в цепь.
С 2:57 до конца видео мы делаем финальную цепочку. У собаки все получается, и я завершаю тренировочную сессию.
В следующей части мы продолжим рассматривать поведенческие цепочки и их отношение к спортивным тренировкам.

Что такое поведенческие цепочки. И как понимание принципов их работы поможет вам избежать (или убрать) многие нежелательные элементы, которые могли закрасться в вашу цепочку.

Как поведенческие цепочки интегрируются в процесс обобщения. В частности, как мы должны поощрять, если цепочка выполняется великолепно в одной среде, но рассыпается в другой?

Что такое оперантное и классическое обусловливание.

Отношения между оперантным научением, классическим научением, условно-рефлекторной эмоциональной реакцией, и как каждый из них может быть использован при тренировке.