Поведенческие цепочки в дрессировке.

Часть 3: работаем с обобщениями.

Сегодня мы рассмотрим, как поведенческие цепочки интегрируются в процесс обобщения. В частности, как мы должны поощрять, если цепочка выполняется великолепно в одной среде, но рассыпается в другой?
Давайте возьмем для примера моего 9-месячного щенка.
Дома Брито может великолепно ходить рядом от 15 до 20 шагов с самыми разными поворотами и отвлечениями. Такая цепочка заслуживает печенье. Супер! Это печенье поощряет всю отличную цепочку.
Но как обстоят дела в местном парке? Те же 15-20 шагов обязательно буду включать в себя нюханье, смотрение по сторонам и, в случае с Брито, побег с целью найти что-нибудь более интересное. Брито любопытный щенок с большим количеством интересов, его поведение совершенно нормально. И совершенно нет причин подавлять его интересы и пытаться заставить его работать раньше, чем он будет готов сам. То, что мне надо сделать, это дать ему свободу, чтобы он сам выбирал между возможными вариантами: исследование территории, ограниченное коротким поводком или мои веселые игры. Моя работа заключается в том, чтобы просить его о таких коротких цепочках, которые будут ему под силу. Вариант поработать с мамой одну секунду и получить награду должен быть интересней, чем вариант саморазвлечения в ограниченном пространстве.
Все это значит, что мне нужно переосмыслить какая цепочка является подходящей в этих более сложных условиях.
В парке я должна упростить мои запросы, так чтобы успех был наиболее возможен. Вместо 20 шагов рядом, я радуюсь взгляду, направленному на меня и предлагающему поработать. Он может смотреть на меня как с фронтальной позиции, так и с боковой. И если в этот момент собака сильно вдохновлена процессом работы или очень сосредоточена на мне, мы может сделать один, два, три шага рядом. Моя задача – наградить раньше, чем цепочка рассыплется! Если он совершает ошибку, как только цепочка началась, то я просто вышагиваю из позиции, и когда он вновь включается в процесс, мы пробуем снова. Сделай мне 5 шагов идеально вместо 50 шагов посредственно.

Вот видео занятий с Брито с парке. Обратите внимание, что все, что от него требуется это посмотреть на меня с энтузиазмом (самый первый шаг в цепочке). Если он посмотрит на меня и придет в исходную позицию, я буду давать ему лакомство практически без остановки до тех пор, пока он остается в позиции. Вы можете заметить, что щенок смотрит по сторонам после каждого щелчка/кусочка. Меня это не беспокоит, т.к. лакомство означает конец цепочки. Если после лакомства он быстро не возвращает взгляд ко мне, то я выхожу из позиции, тем самым эффективно завершаю возможное начало цепочки под названием «игнорируй маму в позиции рядом». Когда я чувствую, что Брито успокоился, я прошу о немного большем. На самом деле Брито учит не столько цепочку движения рядом, сколько цепочку сфокусированности на мне. Он учится, как фокусироваться и получать удовольствие от своей работы при наличии сильных раздражителей. Если честно, то сфокусированности добиться гораздо сложней, чем движения рядом, поэтому именно фокусировка является моим приоритетом.
Прогресс медленный, но стабильный. Постепенно он все быстрее и быстрее возвращается вниманием ко мне, все быстрее фокусируется на работе, все решительнее садится в исходное положение. И это отлично! На 5 минуте он уже по-настоящему готов работать.
Если он перегружается (делает несколько шагов рядом, а потом уходит), то это нормально. Он может идти. Но без награды. Когда он вернется, мы начнем эту цепочку снова.
Если после нескольких ошибок я понимаю, что требую слишком многого, то я с удовольствием уменьшаю свои ожидания. Но если ошибки происходят слишком часто, то нужно переоценить свой план тренировок. Частое «уменьшение ожиданий» значит, что вы постоянно хотите слишком многого от собаки.
Если ваша собака не может работать из-за эмоциональных переживаний (тревога, волнение, беспокойного поведение), то эта ситуация отличается от любопытства и тяги к окружающей среде. Вы должны завладеть головой вашей собаки в игре, прежде чем думать о тренировках. Самый быстрый способ, который я знаю, чтобы создать у собаки пожизненную привычку закрываться или приходить в состояние бешенства в новых местах, это просить работать больше, чем собака может, каждый раз когда вы попадаете в новую среду. Не попадайте в такие ситуации.


Что такое поведенческие цепочки. И как понимание принципов их работы поможет вам избежать (или убрать) многие нежелательные элементы, которые могли закрасться в вашу цепочку.

Движение рядом как одна большая поведенческая цепочка.

Что такое оперантное и классическое обусловливание.

Отношения между оперантным научением, классическим научением, условно-рефлекторной эмоциональной реакцией, и как каждый из них может быть использован при тренировке.