Поведенческие цепочки в дрессировке.

Часть 1, основы.

Цепочка поведений (поведенческая цепочка) – это ряд отдельных поведений, которые объединены вместе, чтобы получить законченную «цепь». Все, кто занимается спортом с собаками, требуют от собаки выполнения поведенческих цепочек: в заранее известной последовательности (например, в обидиенсе) или следуя указания ведущего (например, аджилити). В результате, все успешные тренеры научились создавать такие цепочки, даже если они не думают о научении именно в таких терминах.

Давайте взглянем на поведенческие цепочки поближе. Понимание принципов их работы поможет вам избежать (или убрать) многие нежелательные элементы, которые могли закрасться в вашу цепочку.

Вот для примера цепочка действий в подаче через высокий барьер (по англ. the Retrieve over High Jump, ROH), упражнение в обидиенс: сидеть, ждать, бежать вперед, перепрыгнуть, поднять, снова перепрыгнуть, фронтальный подход, удержание, отдача, завершение упражнения.
Если собака совершает ошибка внутри цепочки, но ей все равно позволяют закончить цепь до конца, высока вероятность, что ошибка станет частью цепочки, особенно, если ошибка легче к выполнению для собаки или если ошибка является самоподкреплением для собаки.

Снова возьмем для примера подачу через высокий барьер. Если собака сидит, ждет, бежит к барьеру корректно, но на моменте подъема гантели собака останавливается и нюхает пару секунд, прежде чем завершить цепочку, то этот момент нюханья может легко стать частью цепочки, если для собаки он является подкреплением. Отработка таких моментов критически важна.
Нюханье является самоподкреплением для многих собак. Если вашей собаке разрешено добавить этот кусочек в цепочку поведений, а затем разрешено доделать цепочку до конца без четкой обратной связи, тогда нюханье станет частью цепочки и будет появляться всегда, когда собаке захочется понюхать. Скорей всего вы не будете видеть это на каждой подаче, потому что у собаки нет желание нюхать что-то каждую подачу, но вы определенно увидите это поведение снова.

Итак, что же вы должны делать, когда собака добавляет в цепочку нежелательный элемент?

Вы должны прекращать упражнение сразу же, как только собака отклоняется от корректной цепочки. Конечно, это подразумевает, что собака была научена выполнять все элементы быстро и правильно до того, как они были собраны в цепочку, и собака четко понимает, как цепочка должна выполняться правильно. (если нет, то не тренируйте эти поведения в цепочке, разбейте все на элементы и тренируйте их отдельно). Если ваша собака не знает, как правильно, то указывая ей на ошибки, вы ведете ее к отказу от работы. Постарайтесь не попасть в такую ситуацию.

Как быть с поведениями, которые не являются самоподкрепляющими? Такие поведения появляются случайно (их появление не учащается и не уменьшается), до тех пор, пока собака не решит, что вы хотите, чтобы она демонстрировала именно ЭТО поведение. Например, если ваша собака приподняла переднюю лапу, после этого вы послали ее за апортом. Элемент «приподнятая лапа» станет частью упражнения в двух случаях: если собака получила удовольствие от него (ей удобней опираться только на одну лапу) или если собака уверена, что вы хотели увидеть это поведение (потому что вы каким-то способом поощрили его). Но если это поведение не принесло собаке удовольствия, не сделало выполнение задания более простым, и собака не подумала, что вы хотите видеть это поведение в дальнейшем, то вероятность увидеть этот элемент в дальнейшем крайне мала. Поскольку большинство таких случайных поведений не становятся частью цепочки после одного повторения, на них не стоит зацикливаться. Проблема появляется тогда, когда собака находит это поведение подкрепляемым. Периодически вы начинаете замечать, что собака приподнимает переднюю лапу перед тем, как вы отправляете ее за апортом. Как вы отнесетесь к этому зависит только от вас. Если вы хотите избавиться от этого поведения, то выделите эту часть цепочки (ожидание перед посылом) обратно в отдельное упражнение и поощряйте момент, когда собака сидит с двумя лапами на земле. Если лапа приподнята, пересадите собаку и попробуйте снова. Если это поведение для вас не важно, тогда просто оставьте все как есть. В некоторых случаях вам даже может быть нужно, чтобы собака приподнимала лапу – возможно, ваша собака перетаптывается когда ждет высыла. Обучение приподнятой лапе прекратит эту привычку. Чтобы закрепить такое поведение, снова разбейте цепочку на отдельные элементы, поощряйте собаку приподнимать лапу и добейтесь 100% результата, прежде чем вернуть элемент обратно в цепь.


Движение рядом как одна большая поведенческая цепочка.

Как поведенческие цепочки интегрируются в процесс обобщения. В частности, как мы должны поощрять, если цепочка выполняется великолепно в одной среде, но рассыпается в другой?

Что такое оперантное и классическое обусловливание.

Отношения между оперантным научением, классическим научением, условно-рефлекторной эмоциональной реакцией, и как каждый из них может быть использован при тренировке.