Поведенческие цепочки в дрессировке

Часть 4: основы теории научения.

Теперь давайте немного отвлечемся от поведенческих цепочек, чтобы познакомиться с оперантным и классическим обусловливанием. Мы объединим эти понятия позже, когда будем рассматривать более сложные сценарии.

Оперантное обусловливание (оперантное обучение, условный рефлекс) – это один из путей, которым животные учатся чему-то новому. Оно заключает в себя простое утверждение «если/то». Животное осознанно понимает, что «если я делаю Х, то ты делаешь Y». Так, если собака садится, собака получает лакомство. Осознанность играет здесь очень большую роль. Животное должно понимать, как его поведение влияет (или не влияет) на результат. В предыдущих частях мы обсуждали поведенческие цепочки, и все они были основаны на оперантном обучении.

Классическое обусловливание (безусловный рефлекс) – это еще один способ, которым животные учатся. Это простая ассоциация между двумя вещами. Она может включать эмоции (радость, грусть, нервозность), физические реакции (больше или меньше движений) или непроизвольные реакции (слюнотечение, гормональный выброс и т.д.) С точки зрения собаки цепочка поведения на классическом обусловливании может выглядеть так: «Хозяйка готовит мою еду. Когда еда будет готова, я буду есть. Я люблю есть! Слюни образуются у меня во рту, потому что готовка еды происходит всегда перед тем как я ем. Процесс еды делает меня счастливым. Ощущения счастья делает меня взволнованным и заставляет мое тело двигаться активней. Когда я вижу еду, я чувствую себя настолько возбужденным, что я начинаю прыгать по кухне!»

Теперь перед вами цепочка поведения на безусловном рефлексе – собаке не надо «обдумывать» что либо, чтобы запустить эту цепочку. Собаке достаточно несколько раз поприсутствовать при приготовлении еды, чтобы цепочка сформировалась. И в оперантном и в классическом обусловливании был процесс научения. Но в первом случае это было сознательное событие, а во втором – нет.

Процесс научения был? Да. Научение вызвало ожидаемые изменения в собачьем поведении? Да. Было ли это сознательное решение – пускать слюни, чувствовать возбуждение и прыгать вокруг? Нет. Это безусловный рефлекс на процесс еды и ее приготовления как противоположность осознанному выбору. Но конечный результат одинаковый – поведенческая цепочка сформировалась. На самом деле, большинство примеров научения имеют в себе оба компонента: классический и оперантный, но для простоты, мы пока что не будем это рассматривать.

Люди так же испытывают на себе оперантное и классическое научение.

Мне недавно пришлось испытать на себе реакцию на классическое обусловливание. Мои новые друзья присоединились ко мне на тренировке, и мы решили потренировать работу в ринге. Один из друзей взял на себя роль судьи и вызвал меня в ринг. И я почувствовала, как начинаю нервничать! И хотя я отлично знала, что это не состязания, меня все равно захлестнули эмоции, которые я испытываю на настоящих состязаниях, когда судья вызывает меня в ринг. Я начала проявлять усиленные требования к поведению моей собаки, а мое сердце стало биться чаще. Логично ли? Нет. Я знала, что это не состязания. Но классическое обусловливание не должно быть логичным. Оно просто есть.

Итак, теперь, когда мы понимаем, что классическое обусловливание «просто случается», какое отношение это имеет к тренировкам? Когда вы учите собаку ходить рядом, имеет ли это какое-то отношение к классическому научению?

Да, потому что собака начинает ассоциировать вас со всем процессом обучения. Какие бы эмоции собака не испытывала во время тренировки, они будут так же распространяться и на ваше присутствие как тренера. Это называется условно-рефлекторная эмоциональная реакция (Conditioned Emotional Response), и она образуется через классическое обусловливание. Ваша собака не выбирает быть счастливой, когда вы готовите еду; это происходит само. Собака не сама решает стать счастливой в начале тренировочной сессии с тренером, который использует большое количество вкусного лакомства; это происходит само. Это отличная новость для тех из нас, кто соревнуется в таких мероприятиях, где нельзя использовать лакомство. Мы не можем принести игрушки и лакомство в ринг, но мы всегда приносим с собой условно-рефлекторную эмоциональную реакцию собаки. Если реакция положительная, то наше присутствие дает собаке отличную эмоциональную поддержку, потому что одно наше присутствие уже делает собаку «счастливой».

И оперантное и классическое обусловливание приводят к обучению чему-то новому, и оба требуют понимания, когда вы решаете, как отреагировать на поведение собаки в определенный момент времени.

Чтобы оперантная поведенческая цепочка сформировалась, собака должна знать, что это поведение имеет последствия. «Каждый раз, когда я смотрю на хозяйку в положении рядом, я получаю лакомство». Собака пробует другие варианты поведения (нюханье, взгляд в сторону и т.д.), но находит, что они не работают и вскоре собака понимает, что единственный путь к лакомству – это смотреть на хозяйку постоянно.

Это очень отличается от собаки, которая кружится и прыгает, пока готовится ее еда.

Но что если хозяину не нравится, что собака вертится все это время? Тогда хозяин может сделать так, что еда будет исчезать каждый раз, когда собака начинает крутиться. Это приведет к тому, что собака переключится в режим оперантного научения. Собака будет стараться понять, почему еда исчезает. Собака начнет объединять свое поведение (которое до этого времени, вероятно, было бессознательным) беспокойства с тем, что еда исчезает. Тогда она попробует другие варианты, чтобы проверить работают ли они лучше. Например, «если я тихо сижу, то еда продолжает накладываться в миску, а когда я начинаю крутиться, еда исчезает».

В вышеприведенном примере, вы переключили с безусловного рефлекса на условный, чтобы повлиять на поведенческую цепочку. Время подачи сигнала очень важно в данной ситуации. Если еда исчезает на первой же секунде, как собака начинает кружиться, то собака быстро поймет связь. Но если владелец непоследователен (иногда кружение собаки заставляет еду исчезнуть, иногда нет) или если владелец реагирует слишком медленно (собака вертится уже 5 секунд, а хозяин только начал убирать еду), собаке будет гораздо сложней понять, что же заставляет еду появляться и исчезать. Так же, чем дольше игнорировался выработавшийся безусловный рефлекс, тем сложнее собаке осознать, каких изменений хочет хозяин.

Поведем итог. Классическое и оперантное обусловливание различаются, но они связаны. ВСЕ оперантное научение включает в себя и классическое научение, потому что собака бессознательно вырабатывает эмоциональную реакцию на процесс тренировки. Будем верить, что это только радость, позитив и энтузиазм, потому что эта безусловная реакция влияет на чувства собаки к тренеру. В то время как все оператное научение включает в себя классическое, обратное утверждение было бы неверно. Не все классическое научение является оперантным.

Вы смогли прочитать это все… Почему вас должна волновать эта тема? Потому что понимание классического научения – это единственный путь понять, почему я так часто даю собаке лакомство или игрушку, даже если поведение меня не устраивает. В этих ситуациях, я выбираю поставить на первое место эмоциональное состояние собаки. А это тема следующей статьи.




Что такое поведенческие цепочки. И как понимание принципов их работы поможет вам избежать (или убрать) многие нежелательные элементы, которые могли закрасться в вашу цепочку.

Движение рядом как одна большая поведенческая цепочка.

Как поведенческие цепочки интегрируются в процесс обобщения. В частности, как мы должны поощрять, если цепочка выполняется великолепно в одной среде, но рассыпается в другой?

Отношения между оперантным научением, классическим научением, условно-рефлекторной эмоциональной реакцией, и как каждый из них может быть использован при тренировке.